Детский сон

Критерии готовности к самостоятельному засыпанию

Самостоятельное засыпание Алешкина Мария
А вы знаете, что всех подряд на обучение СЗ не берут? 😁 а если берут - у меня серьезные такие вопросы к консультанту 🤨.

Обучение самостоятельному засыпанию — это работа по изменению привычек, которая всегда, слышите, всегда! дается непросто, и надо в первую очередь думать, не как ОТУЧИТЬ (то есть забрать), а что ПРЕДЛОЖИТЬ взамен, какими ресурсами ребенка обеспечить.

Для того, чтобы обучение самостоятельному засыпанию не превратилось в задачу, с которой малыш просто физически НЕ СПРАВИТСЯ, мы всегда проверяем готовность: можно ли приступать к обучению?
Итак, возраст: требования по возрасту на самом деле условны, понятно, что не важно "день в день от даты рождения". Но возраст — это критерий развитости ребенка. Если в привычном засыпании у ребенка будет меньше помощи - будут ли у него внутренние ресурсы регулировать свое состояние?

Есть дети, которые прекрасно засыпают сами и в 3 месяца. Но если у ребенка самого НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, то учить другому способу специально, - только с 4-6 месяцев. И лучше с 6, потому что в 4 месяца часто идет регресс сна. А еще причина - в биоритмах, которые дают нам более или менее предсказуемое время засыпания как раз к 6 месяцам.

Собственно, про засыпание. Это, пожалуй, основной критерий. У ребенка к началу обучения должно быть идеальное (или близкое к этому) засыпание. Да, на груди, да, на руках, но оно спокойное, быстрое, предсказуемое. Предсказуемое — это значит, что в момент, когда ребенок проснулся, Вы с точностью +/- 15 минут уверенно сможете назвать время, когда он заснет в следующий раз. И он заснет!

В чем соль? Предположим, ребенок сейчас засыпает как попало: то плачет, то нет, то быстро заснет, то 2 часа воюем. Или просто каждый раз орем. И вот мы начали учить СЗ. Положили в кроватку... что видим? Правильно, он орет! А почему орет? А может ОН И НА РУКАХ БЫ СЕЙЧАС НЕ ЗАСНУЛ? А мы тут хотим, чтобы просто так... этого просто не случится га-ран-ти-ро-ван-но. Гарантированно получим истерику, сорванные нервы, и никаких выводов или прогресса по изменению привычек.

Эта же логика, если у ребенка сопли, живот, регресс, температура и иже с ними. Мы даже в подходящее время его укладываем спать, а он плачет и не засыпает. Но он орет, потому что болит, потому что чешется, потому что ему сейчас И ПРАВДА НУЖНА ВАША ПОМОЩЬ, ЧТОБЫ ЗАСНУТЬ! А мы такие: «Ничоооо, Фербер же говорил проораться…» Это садизм, дорогие мои 😒

Еще раз: к началу обучения ребенку ничего не должно МЕШАТЬ засыпать, и мы должны быть уверены, какое время НАЧАЛА сна для него оптимальное. Не говорю уже о том, что минимум 2-3 недели мы специально готовим ребенка к обучению, чтобы, когда он уже окажется в кроватке без сиси, он уже ЗНАЛ, что делать, как успокоиться. Вот тогда и только тогда метод начинает работать. Это не ПРИНУЖДЕНИЕ ребенка заснуть самостоятельно, а ПОМОЩЬ и ОБУЧЕНИЕ новому навыку, которым малыш пока не владеет.

Так что, если сейчас засыпание не спокойное, - в первую очередь работаем над режимом, качеством сна и бодрствования (для этого есть курсы, консультации и сопровождение по детскому сну). А только когда все готовы, можно приступать к подготовке и последующему обучению.

Обняла 🤗
Ваша Мария Алешкина