Детский сон

Как обучить самостоятельному засыпанию

Самостоятельное засыпание Алешкина Мария
Самостоятельное засыпание – это финальный компонент системы «Знание ➕ Умение ➕ Навык». Поэтому, как и любому другому навыку, обучение самостоятельному засыпанию проходит в три этапа:

1️⃣ показываем ребенку, что он на такое способен;
2️⃣ вводим способность в ранг умения и учим ею пользоваться в нужный момент;
3️⃣ закрепляем умение как навык.

Если ребенок уже имеет опыт (знание) или умение засыпать самостоятельно, то обучение проходит быстрее, так как часть пути уже пройдена.

Задача родителей на пути к СЗ не ЗАСТАВИТЬ ребенка заснуть самостоятельно, а ПОМОЧЬ малышу освоить этот навык. Именно поэтому я так скептически отношусь к способам, когда ребенка оставляют одного при засыпании, пускай, мол, сам разбирается. В этот момент мы ему не помогаем - мы его заставляем.

Если у ребенка СЗ получается с рождения, тогда можно приучать его использовать это умение регулярно, в надежде, что оно само со временем закрепится в навык . Но если СЗ и ваш малыш – вещи несовместимые, если он протестует и требует помощи, то лишать его этой помощи в раннем возрасте точно не стоит. Это его право - право на вашу помощь. С 6 месяцев у ребенка есть достаточно ресурсов и физиологических предпосылок, чтобы начать осваивать новый навык С ПОМОЩЬЮ мамы.

Мы в Школе Материнства всеми руками за осознанное и экологичное обучение. Такой подход подразумевает следующие шаги:

1️⃣ Подготовка.

Обучение самостоятельному засыпанию начинается задолго до непосредственной реализации какой-либо методики. Методика - это просто "раз-два-три" - набор действий, которые помогают ребенку проще всего и быстрее всего понять, что ему ДЕЛАТЬ. Но если ребенок НЕ ГОТОВ это делать, она превратится в пшик. Представьте, что вы учите сидеть 3-месячного ребенка, который к этому просто НЕ ГОТОВ. Даже если вы все сделаете правильно, ваши действия будут насилием. Не надо так. Вся соль - в подготовке. Методика - вторична.

Итак, что мы делаем на этапе подготовки:

➡️ Убеждаемся, что режим ребенка оптимальный. Ребенок спит достаточно, засыпает легко, быстро, предсказуемо. Если это не так - обучать СЗ нельзя!!! Сначала корректируем режим.

➡️ Обеспечиваем малыша дополнительными ресурсами для успешного обучения и сопровождаем его на каждом этапе - это ритуал, мантра на сон, вспомогательные ассоциации.

➡️ Учим ребенка успокаиваться самостоятельно. Это умение развивается еще на этапе бодрствования. Но если в быту и в игре ребенок при любом стрессе может успокоиться ТОЛЬКО с помощью мамы, то с чего мы должны ожидать, что при засыпании он сможет сам?!

➡️ Разделяем ведущую, самую сильную, ассоциацию на засыпание с моментом засыпания. Иногда это стоит сделать на этапе подготовки, иногда потом, вместе с основным обучением. Если сделать заранее - это прям круто. Потом будет легче.

2️⃣ Выбор времени и методики

➡️ Для обучения СЗ желательно подловить удачный момент - без ярких событий в процессе и в ближайших планах, без зубов-живота на фоне.

➡️ К обучению СЗ готовится мама. Приступать надо выспавшейся хотя бы в течение 2-3 ночей. Здесь в помощь родственники и/или предварительно налаженный режим. Ну или режим "стальная воля" 💪.

➡️ Выбор методики - дело ответственное. У нас выбор проходит в два этапа:

  • выбор типа методики (медленная, быстрая, комбинированная). И здесь важны не только мнение мамы и предпочтения консультанта (многие школы "топят" за свои авторские методики, некоторые консультанты "топят" за свои любимые, к которым они привыкли больше). Мы проводим практические тесты, на которых видим, к какому типу методики ребенок готов больше.
  • создание самой методики. Как вы знаете, я категорически против шаблонов. Не может одна конкретная методика идеально подходить всем детям!! Ну не мооожееет! На основании выбранного типа метода создается свой уникальный алгоритм. Причем по особой инструкции это делает САМА МАМА, так как НИКТО ЛУЧШЕ НЕЕ не знает своего ребенка.

Если вы работаете сами, без консультанта, понятно, что вы будете выбирать из шаблонных методов. Это не ошибка, это тоже работает, в конце концов, методика - лишь завершение этапа подготовки. Просто выше вероятность откатов и того, что что-то из нее не подойдет именно вам. То есть чуть больше стресса, чуть дольше обучение.

3️⃣ Само обучение

Само обучение проходит быстро. Независимо от типа метода, ребенок засыпает сам в первый день. Это базовое правило, на котором строится любая, даже самая мягкая и медленная методика.

Здесь главное правило - четко следовать методу. Современные методы построены так, что каждый чих и пук продуман. Чтобы ребенок И учился, И получал достаточно поддержки от мамы. Если мама непоследовательно, путает чихи с пуками, то путается и ребенок. Обучение усложняется и затягивается.

Средняя температура по больнице такая (при быстрых и комбинированных методах):

  • 1 день: ключевой и самый сложный (хотя в 30% случаев дети удивляют мам и делают "хлоп - заснул")
  • 2 и 3 день: протест и время засыпания стремительно уменьшаются
  • 4-7-8 день: плато
  • 7-10 день: откат
  • 11 день и далее - закрепляем навык, он входит в привычку.

4️⃣ Обучение на пробуждения и на дневные сны

В зависимости от картины сна и текущих умений ребенка, выбирается одна из нескольких стратегий:

➡️ Обучение сразу на все засыпания (на ночной сон, на ночные пробуждения, на дневные сны, на пробуждения в дневные сны)

➡️ Сначала на ночной сон. После 2-3 дней предсказуемого засыпания на ночь - обучение на пробуждения и дневные сны. Иногда одновременно, иногда последовательно. Можно и отложить на потом.

🚫 Нельзя начинать обучение с пробуждений и дневных снов. Только с ночного!!!

В общем, мораль лонгрида в двух словах:

  • с одной стороны, обучение СЗ - задача точно решаемая, нужно просто знать как;
  • с другой, вы поняли, что это "как" не пальцем деланное и есть множество нюансов. Вот как раз эти нюансы и составляют суть профессиональной помощи. (*Намек прозрачный, почти невидимый 😎)

Обняла 🤗
Ваша Мария Алешкина