Развитие и самостоятельность

Ребенок не делится игрушками

Игры и игрушки Социализация Лисецкая Олеся
Что делать, если ребенок не дает свои игрушки или отбирают у него?

Все родители сталкиваются с таким явлением, как борьба за игрушки: дома между сёстрами и братьями, на детских площадках, в садике и т.д.

И, как правило, родителям становится неудобно, когда их малыш отбирает или не дает свои игрушки; либо становится обидно и жаль своего малыша, когда ему не дают игрушку или отбирают у него игрушки.

Здесь важно понять, что делиться игрушками вообще не является задачей ребенка, более того, ребенок НЕ ДОЛЖЕН делиться своими игрушками. И когда ребенок не дает свои игрушки – он не ЖАДНЫЙ. Это его вещь. Как любой человек ребенок вправе распоряжаться своей вещью. Он может хотеть ее дать, а может не хотеть.

Представьте, что вы держите в руке новый телефон и тут подходит человек и просит его подержать и попробовать его в использовании. Вы не просто не захотите дать свой телефон, а даже можете проявить агрессию. Так и у ребенка: его игрушка – это единственное, чем он обладает по-настоящему в этой жизни. И родители, заставляя поделиться (или думая, что делиться – это хорошо) способствуют тому, чтобы нарушить границы своего ребёнка и его собственности в виде игрушки.

У детей до 2-3 лет мир не разделяется на внутренний и внешний! У малышей в этом возрасте нет своего и нет чужого. Поэтому дети тянутся к любой вещи, которая привлекала его внимание. Ваша сумка – да, чужая игрушка – тоже да, карман – да.

Плюс ребенок в таком возрасте не знает, что у других есть СВОИ желания, мысли, чувства. Поэтому ребенок не может понимать, что, если он возьмет чужую игрушку или не поделится своей, этот факт может расстроить другого ребенка.

Для ребёнка НОРМАЛЬНО покопаться в чужой сумке, взять чужую игрушку.

Более того ближе к 3 годам появляется «Я САМ» и желание жадничать. Не потому, что дети сами по себе жадные, или родители не научили правилам приличного поведения, а потому что появляется желание собственности. Процесс, когда дети стремятся чем-то обладать – это нормальный период развития одного из уровней привязанности (принадлежность). Ребёнок в этот период учится устанавливать более глубокий контакт с миром, учится защищать свои границы, учится говорить «нет». И ваша поддержка в этот период крайне необходима для малыша.

Что же делать, если ваш ребенок не делится своими игрушками, ваш ребенок отбирает чужие игрушки, когда кто-то отбирает игрушки у вашего ребенка.

В первом случае БЫТЬ на стороне вашего ребенка и проговаривать при своем ребенка, что МОЙ СЫН сейчас не готов делиться своей игрушкой, он хочет сам в нее играть. А своему ребенку при этом можно говорить, что ты МОЖЕШЬ не делиться своей игрушкой, если НЕ ХОЧЕШЬ. Но когда ты наиграешься, то можешь поделиться. Или ты можешь предложить мальчику какую-то другую свою игрушку, если хочешь.

Дети не умеют понимать последствия своих поступков, уважать мнения людей, учитывать интересы других людей, соблюдать очерёдность на горке и понимать, что надо бы поделиться своей игрушкой.

Дети не могут испытывать смешанные чувства – я сейчас не поделюсь своей игрушкой / возьму чужую игрушку, а другой ребенок расстроится, потому что он хотел мою игрушку посмотреть / это его любимая игрушка.

Дети так не мыслят. Ребёнок просто хочет играть в эту куклу. Ребёнок просто хочет взять этот мяч.

Во втором случае – когда ваш ребенок отбирает игрушки чужие, необходимо режиссировать и разбирать ситуацию НА МЕСТЕ. Не потом через 2 часа.

  1. Останавливаем это действие (отбирание игрушки). Уводим своего ребенка. Руку останавливаем и говорим – забирать чужую игрушку мы не будем. Я не могу позволить тебе забрать игрушку мальчика.
  2. Переводим фокус на фрустрацию – я понимаю, что тебе интересна эта машинка, и тебе было непросто справиться, конечно, ты разозлился.
  3. Переходим к сглаживанию конфликта – ты можешь подойти и попросить мальчика дать тебе посмотреть эту машинку, я подойду вместе с тобой. Ты можешь извиниться перед мальчиком, потому что и тебе, и ему было неприятно.
  4. Обсуждаем случившееся, когда эмоции остынут у ребёнка.

В третьем случае – когда у вашего ребенок отбирают игрушки чужие дети, необходимо также режиссировать и разбирать ситуацию НА МЕСТЕ.

  1. Создаем безопасность! Встаем между детьми и протягиваем руку – отдай, пожалуйста, машинку моего сына. Это его игрушка.
  2. Привлекаем второго взрослого (кто с этим ребенком пришел).
  3. Стоп, я не разрешаю бить моего ребёнка, я не позволю забирать машинку – это его игрушка. Если чего-то хочешь – скажи словами.
  4. Создаем правила для всех – игрушки мы не забираем, можем играть вместе.

Основная задача родителя – ВСЕГДА быть на стороне своего ребенка, даже если он не прав. Объяснять, помогать, но не осуждать. И вторая задача – режиссировать поведение ребёнка в социуме, то есть мягко направлять поведение ребёнка в нужное нам русло.