Пожалуй, каждый родитель хоть раз задавал себе вопрос: когда у ребенка должны появится навыки самостоятельности, когда мой малыш должен научиться держать ложку, пить из кружки, ходить самостоятельно на горшок, одеваться, убирать свои игрушки, чистить зубы.
Многие опираются на так называемые нормы развития. К примеру, что ребенок в год должен уметь есть ложкой, или что малыш в 2 года должен уже уметь самостоятельно одеться.
Однако важно учитывать особенности своего ребенка, его опыт, обращать внимание, а как мы сами показываем то или иное действие своему ребенку (врядли ребенок будет уметь есть вилкой, если дома вилкой едят редко).
Также в развитии навыков самообслуживания не менее важны такие аспекты, как последовательность и форма обучения. К примеру, раздеваться гораздо проще. Поэтому навыку одевания лучше начинать с обучения навыку раздевания (хотя звучит немного странно и не логично). Что касается формы обучения, то любой ребенок воспринимает и научается чему-либо не через «заставить, накричать, рассказать, показать», а через игру. Важно показывать личным примером, что после улицы мы все идем мыть руки.
Таким образом, нормы обучения навыкам самостоятельности не так важны, как учитывание индивидуального развития вашего ребенка.
Что примерно может (не должен, а может) делать ребенок к 2-3 годам.
Одевать и снимать какую-то часть одежды (например, колготки надеть может, а снять нет; штаны надевать может, а футболку нет).
Понимать ваши просьбы помочь (отнести белье в корзину, подать хлеб, выбрать выключить свет и прочее).
Ходить на горшок (при этом может не мочь надеть трусики после этого, вытереть попу и вылить мочу в унитаз).
Это только примерный список самых простых бытовых вещей.
Главное, набраться терпения, поскольку обучение навыкам самостоятельности процесс длительный, сложный (приходится повторять и показывать одно и тоже по несколько раз). Необходимо оставаться спокойными (поэтому игровая форма обучения благоприятнее всего). Радуйтесь за ребенка, так у него будет больше мотивации учиться. Важно дать ребенку свободу действий – он должен ошибаться, пробовать разные варианты.
Помните, что каждый малыш в итоге умеет кушать и ходить в туалет. Наша задача – помочь с интересом, мягко, плавно пройти путь «я сам».