Психология и детско-родительские отношения

Эмоциональный интеллект у ребенка: важнейшая задача развития

Детско-родительские отношения Лисецкая Олеся
Одна из задач родителя – развивать и повышать эмоциональный интеллект своего ребенка. Это не про учиться считать или читать, не про навыки самостоятельности. Это про способность отслеживать свои эмоции, эмоции других людей, различать их, управлять ими.

Родительские установки «не кричи», «не смейся громко», «прекрати и успокойся» и др. приводят к понижению эмоционального интеллекта, потому что родители тем самым запрещают ребенку чувствовать и проявлять эмоции. Родитель обращает внимание на проступок и игнорирует чувства, стоящие за этим проступком. Чувства, которые и стали причиной плохого поведения.

Разберем на конкретном примере, знакомом каждому родителю.

Маме нужно к врачу к назначенному времени. Она с ребенком в этот момент на детской площадке. Мама говорит своему ребенку, что им пора иди. Но ребенок отказывается, потому что он еще не покачался на качелях. Она все равно уводит силой его с площадки. Ребенок расстроен и плачет, а мама тащит его домой. И при этом говорит: «Ничего страшного, что ты не покачался на этих качелях. Ты сто раз на них качался и еще сто раз покачаешься».

Что здесь произошло? Мама отвергла эмоции ребенка, посчитав пустяком то, что ребенок чувствует (расстроился, обидно, горько, плачет, не удовлетворил свое желание покачаться).

Или мама говорит: «Как же мне надоело, что ты не слушаешься. Ты можешь понять, что мне нужно к врачу!».
Здесь мама не одобряет негативные эмоции ребенка (непослушание) и ругает его за это.

Как же родителю действовать? Самое важное – научиться работать со своими реакциями. И повышать эмоциональный интеллект ребенка пошагово.
  • Признаем печаль и расстройство ребенка (милый, я тебя понимаю, что ты хочешь покачаться на качелях).
  • Помогаем ребенку распознать его эмоцию и прожить ее (я вижу, что тебе грустно, и ты расстроен).
  • Позволяем ребенку прочувствовать эти эмоции телесно (у тебя текут слезы, а твои кулачки сжимаются от бессилия).
  • Присоединяемся к чувствам ребенка (если бы я хотели на качели, а нужно было бы уходить, я бы тоже очень расстроилась).
  • Находимся рядом и не отвлекаем ребенка, не переключаем его внимание на что-то другое (ой, а помнишь, как мы классно съездили на море).

Так родитель помогает ребенку чувствовать и со временем осознавать, что грустные, злые, негативные эмоции – это не страшно, это не разрушение, это временно, это можно прожить, и это пройдет. Это дает устойчивую опору ребенку в будущем в социальном мире, где ему придется сталкиваться с разными ситуациями и разными эмоциями.

Со временем вы заметите, как ребенок начинает говорить о своих чувствах (особенно, когда плачет, когда ему грустно.
"Мама, обними меня" – это про эмоциональный интеллект ребенка.
"Мама, ты сейчас будешь меня ругать" – это тоже про то, что у ребенка уже есть эмоциональный интеллект.
"Мама, мне неприятно, когда ты на меня кричишь, я тебя так не слышу" – это уже не просто наличие эмоционального интеллекта, а высокий его уровень (здесь ребенок и свои чувства понимает (мне неприятно), и понимает эмоцию родителя – крик, и открыто заявляет, как родительская эмоция действует на него – я тебя не слышу во время твоего крика).

Такие действия по повышению эмоционального интеллекта у детей на самом деле занимают гораздо меньше времени, чем кричание на ребенка, насильное волочение его домой, борьба с ребенком, а потом все равно успокоение его истерики. Да и на психологическом благополучии в будущем сказываются гораздо лучше!