Развитие и самостоятельность

Нужно ли давать ребенку скучать

Естественное развитие Самостоятельность Лисецкая Олеся
Вы замечали за собой, что постоянно голова думает о том, чем занять ребенка, в какие кружки его записать, как его развивать, какие еще игрушки ему купить, какие ему занятия придумать.

Родители постоянно гонятся за тем, чтобы занять свободное время ребенку. Почему-то мы считаем, что как только малыш заскучал, то он страдает, и обязательно нужно найти ему занятие. Но так ли это? Родители, как правило, при первых признаках скуки у ребенка, пытаются его отвлечь и развлечь: телефон, покушать, телевизор, давай скорее играть. Лишь бы не хныкал, не капризничал, не ныл, не плакал.

На самом деле мы часто забываем (а, может быть, и не знаем), что ребенку ВАЖНО и НУЖНО скучать.

Да, да – именно скучать, испытывать чувство «нечем заняться, скучно». Почему это важно и как создать «правильную» скуку своему ребенку.

Дети, которых постоянно отвлекают, развлекают, увлекают, не в состоянии понять, что им нужно на самом деле. А родители сами потом раздражаются на ребенка, когда он ноет, что ему скучно. Потому что сами его приучили, что скучно – равно «надо что-то срочно делать».

Важно еще понять, что происходит со мной, родителем, когда мой ребенок скучает. Чаще всего это пугает родителей, раздражает, злит. Мы испытываем вину за то, что ребенку скучно (как будто мы виноваты в том, что ребенок «страдает»).

А попробуйте сменить фокус внимания со своих эмоций на своего малыша. Просто допустите мысль, что детям ПОЛЕЗНО скучать. Эта эмоция (скучание) нужна человеку, чтобы понять и почувствовать, а чего ему не хватает. Скука – это некая пустота. В ней чистое пространство, где у ребенка и зарождаются интерес, фантазия, мотивация. И родители должны подключаться в тот момент, когда во время скуки ребенок продумывают идею, чем ему заняться (а, может, мне шалаш построить из подушек).

Не тогда, когда ребенок только почувствовал скуку, а когда он ее уже проживает, его мозг уже работает над вопросом «что я хочу» (вот тут помогаем строить башню, шалаш, мастерить скворечник и т.д.).

Когда ребенок говорит, что ему скучно, то он просит НЕ НАЙТИ ему развлечение, он просит ПОНЯТЬ ему себя. Как же помочь скучающему ребенку? Как понять, чего хочет малыш в этот момент? Проживите этот момент с ним.

- Мама, мне скучно (Мама отрывается от своих дел, подходит к ребенку, сажает его на колени. Обнимает!)

И вот тут чаще всего скука у ребенка ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. Именно ЗДЕСЬ! Потому что ребенок получил внимание мамы, ее время, телесную близость, объятия.

Если ребенок все равно продолжает скучать, то продолжаем с ним разговор.

- Да, мне тоже бывает скучно! (Тут родитель присоединяется к эмоциям ребенка. Малыш понимает, что он не один такой).

- Давай вместе посидим минутку и поскучаем! (Тут родитель предлагает скучать вместе, то есть ребенок понимает, что скучать – это не страшно, это проживаемо).

И здесь ребенок точно САМ вам предложит, чем он хочет заняться, или убежит делать что-то самостоятельно.

Только представьте себе, что это занимает всего 1-2 минуты. А польза – огромная.

Именно вы создаете близость с ребёнком. И скука – отличный способ установить контакт со своими детьми.