Развитие и самостоятельность

Кризис 1,5 лет: кто он и что с ним делать

Возрастные кризисы Лисецкая Олеся
Мы все содрогаемся от слова «кризис» - полутора лет, трех лет, семи лет. В каждом возрастном периоде дети, действительно, проживают так называемые психологические кризисы. Однако сразу важно сказать, что любой кризис ребенка – это его новый, более высокий уровень развития. Сегодня поговорим о кризисе 1,5 лет!

Вдруг вы начинаете замечать в своем ребенке, что он постоянно капризничает, сопротивляется, не соглашается, отказывается, бесится, бьет иногда вас руками, психует, всё бросает, ухудшается аппетит и сон! И так каждый день, и так весь день, при этом на ровном месте.

Это он – кризис 1,5 лет: когда всё в жизни вашего ребёнка, как всегда, а ребёнок изменился!

1,5 года – это время первого серьезного возрастного кризиса. Малыш начинает осознавать себя как отдельную личность и впервые нащупывает границы самостоятельности. Он вдруг обнаруживает, что его действия имеют последствия, ему родители вдруг говорят «нельзя» и «нет», вдруг не каждое желание ребёнка торопятся выполнить. Всё это его сильно расстраивает!

Плюс в этом возрасте появляются страхи, способные разбудить малыша среди ночи или помешать укладыванию (например, ребенок начинает иногда плакать по ночам, или ни с того ни с сего отказывается засыпать с мамой – а только с папой)!

Вдобавок малыш начинает понимать, что главный человек в его жизни – мама – не принадлежит ему всецело, у нее есть собственная жизнь, она куда-то уходит, с кем-то обнимается. Он начинает опасаться, что его бросят или потеряют. И здесь ребенок пытается добиться повышенного внимания.

Не менее важный момент - многие дети именно в 1,5 года начинают уходить от грудного молока – это огромный эмоциональный, психологический, физический стресс!

Также мозг и нервная система ребёнка до 3 лет настолько быстро развиваются, что дети испытывают сильнейшее перенапряжение – и это основная причина такого кризисного поведения!

Что же делать родителю и как помочь ребенку?

  • Помним, что малыши ничего не делают назло! У них просто нет такой программы до 4-5 лет (они не умеют манипулировать или просчитывать свое поведение).
  • Любим ещё сильнее в такие моменты.
  • Позволяем ребёнку проживать такие эмоции, а не убирать их глубоко (предложить обнять, посидеть рядом или чуть поодаль – но ребенок знает, что мама рядом, протянуть руку, сказать, что понимаете своего малыша и видите, как ему трудно). То есть делаем любое действие, показывающее, что мы принимаем ребёнка таким!
  • Больше утешаем в этот момент, а не воспитываем.
  • Не ругаем, не стыдим, не угрожаем.
  • Не заставляем ребёнка насильно здороваться с соседкой в лифте, дружить с детьми на площадке, делиться своими игрушками. Это не «неудобство» за своего ребёнка, а сохранение безопасности своего малыша.
  • Будьте «контейнером» для ребёнка, куда он может отдать все свои эмоции.
  • Пусть плачет, боится и протестует. Так он учится с помощью родителей принимать несовершенства мира.
  • Много гуляем на свежем воздухе. Играем, танцуем с ребёнком.

Кризис 1,5 лет в среднем проходит в течение месяца! И самое главное – он обязательно пройдет. А если мы поможем своему ребенку пройти его мягко, плавно, вместе, то мы создадим (а те, кто создали, укрепит) одну из базовых потребностей ребенка – привязанность к своему «значимому» взрослому.