Психология и детско-родительские отношения

Ребенок кричит и говорит: «НЕТ» – как один из самых важных навыков. Или как незнакомец уводит ребенка.

2023-12-12 13:18 Воспитательные техники Лисецкая Олеся
Почему так важно научить своего ребенка кричать?

«Не кричи!», «Тише!», «Закрой рот!», «Хватит кричать!», «Мы стоим в очереди – не кричи!», «Все молчат, а ты один кричишь!»

Вы когда-нибудь говорили эти слова ребенку? Скорее всего – ДА!

В мире непринято кричать: это громко, это мешает другим людям, это неприлично, это неудобно. Именно мы, родители учим их молчать, стесняться взрослых и нового места, бояться сказать громче. Мы сами лишаем наших детей безопасности!

Почему дети уходят с незнакомцами? Потому что они теряются в моменте, когда чувствуют, что происходит что-то не то, но НИЧЕГО сделать не могут. Потому что это взрослый, кричать нельзя, надо слушаться взрослых. А еще мама говорит, что надо здороваться со взрослыми и улыбаться им в ответ.

Многочисленные эксперименты показывают, что из 50 детей 49 уходят с незнакомцами, потому что не могут закричать и позвать на помощь.

Самые распространенные приемы, чтобы увести ребенка:

- Пойдем! Там уже началась игра, и тебя ждет мама!

- Помоги котенку, он у меня в машине! Пойдем!

- Конфетка!

- Я – друг твоего папы. Твой папа попросил меня отвести тебя к нему!

- Ты боишься, что я – плохой, и тебя будет ругать мама и папа, что ты ушел со мной? Нет)) Я – ваш друг.

Научите ребёнка кричать! У него должна сформироваться устойчивая модель поведения с незнакомцами: отвечать отказом на любое предложение. Дети не умеют давать оценку собственной безопасности. Фраза «это опасно» для детей не работает.

Что может сделать родитель, чтобы обезопасить своего малыша:

1. Ребенок в 2-3года:

  • играть в игру «Свой-чужой» (везде показываем на человека и говорим – это свой, это чужой, это какой?), учить бегать и кричать одновременно (поверьте, почти ни один ребенок этого не умеет), учить «бить» незнакомца (на подушке, на груше).

2. Ребенок 4-5 лет:

  • учить правилам безопасности: свой – это человек, которому доверяют сами родители, и родители знакомят своего ребенка с такими взрослыми.
  • можно «подослать» знакомого для проигрывания ситуации.

3. Учить детей определять, что такое общественное многолюдное место, играть с ними в ролевые игры, учить ФИО, телефоны мамы и папы.

4. Разрешать открыто выражать свои эмоции, помогать в их определении и проживании.

5. Учить открыто выражать протест – РТОМ, КРИКОМ, РУКАМИ, НОГАМИ, БЕГОМ.

6. Быть на стороне ребенка (если не хочет целовать бабушку при встрече – то мама поддерживает: да, ты можешь этого не делать, если не хочешь).

Не менее важно научить малыша говорить: «НЕТ». Это тоже про его безопасность. Ребенок, который не боится сказать: «НЕТ», понимает, чувствует, где происходит та самая НЕ НОРМА.

Такой ребёнок сможет отказаться:

  • пойти с незнакомой тетей в машину;
  • показывать свои половые органы и грудь, трогать чужие;
  • целовать себя и другого;
  • взять конфету у незнакомца;
  • помогать незнакомому человеку.

ЧТО важно НЕ делать родителям, чтобы сформировать у ребенка правильное поведение:

  1. Не заставляйте детей здороваться в лифте
  2. Не заставляйте ребенка делиться своими игрушками, если он не хочет
  3. Не заставляйте через «не хочу» целовать маму, папу, бабушку и прочих родственников.

Свободный в своих эмоциях малыш (кричит и не слушается), гораздо меньше подвержен опасности, чем ребенок, который очень удобно и воспитанно себя ведет.