Психология и детско-родительские отношения

Ребенок кричит и говорит: «НЕТ» – как один из самых важных навыков. Или как незнакомец уводит ребенка.

Воспитательные техники Лисецкая Олеся
Почему так важно научить своего ребенка кричать?

«Не кричи!», «Тише!», «Закрой рот!», «Хватит кричать!», «Мы стоим в очереди – не кричи!», «Все молчат, а ты один кричишь!»

Вы когда-нибудь говорили эти слова ребенку? Скорее всего – ДА!

В мире непринято кричать: это громко, это мешает другим людям, это неприлично, это неудобно. Именно мы, родители учим их молчать, стесняться взрослых и нового места, бояться сказать громче. Мы сами лишаем наших детей безопасности!

Почему дети уходят с незнакомцами? Потому что они теряются в моменте, когда чувствуют, что происходит что-то не то, но НИЧЕГО сделать не могут. Потому что это взрослый, кричать нельзя, надо слушаться взрослых. А еще мама говорит, что надо здороваться со взрослыми и улыбаться им в ответ.

Многочисленные эксперименты показывают, что из 50 детей 49 уходят с незнакомцами, потому что не могут закричать и позвать на помощь.

Самые распространенные приемы, чтобы увести ребенка:

- Пойдем! Там уже началась игра, и тебя ждет мама!

- Помоги котенку, он у меня в машине! Пойдем!

- Конфетка!

- Я – друг твоего папы. Твой папа попросил меня отвести тебя к нему!

- Ты боишься, что я – плохой, и тебя будет ругать мама и папа, что ты ушел со мной? Нет)) Я – ваш друг.

Научите ребёнка кричать! У него должна сформироваться устойчивая модель поведения с незнакомцами: отвечать отказом на любое предложение. Дети не умеют давать оценку собственной безопасности. Фраза «это опасно» для детей не работает.

Что может сделать родитель, чтобы обезопасить своего малыша:

1. Ребенок в 2-3года:

  • играть в игру «Свой-чужой» (везде показываем на человека и говорим – это свой, это чужой, это какой?), учить бегать и кричать одновременно (поверьте, почти ни один ребенок этого не умеет), учить «бить» незнакомца (на подушке, на груше).

2. Ребенок 4-5 лет:

  • учить правилам безопасности: свой – это человек, которому доверяют сами родители, и родители знакомят своего ребенка с такими взрослыми.
  • можно «подослать» знакомого для проигрывания ситуации.

3. Учить детей определять, что такое общественное многолюдное место, играть с ними в ролевые игры, учить ФИО, телефоны мамы и папы.

4. Разрешать открыто выражать свои эмоции, помогать в их определении и проживании.

5. Учить открыто выражать протест – РТОМ, КРИКОМ, РУКАМИ, НОГАМИ, БЕГОМ.

6. Быть на стороне ребенка (если не хочет целовать бабушку при встрече – то мама поддерживает: да, ты можешь этого не делать, если не хочешь).

Не менее важно научить малыша говорить: «НЕТ». Это тоже про его безопасность. Ребенок, который не боится сказать: «НЕТ», понимает, чувствует, где происходит та самая НЕ НОРМА.

Такой ребёнок сможет отказаться:

  • пойти с незнакомой тетей в машину;
  • показывать свои половые органы и грудь, трогать чужие;
  • целовать себя и другого;
  • взять конфету у незнакомца;
  • помогать незнакомому человеку.

ЧТО важно НЕ делать родителям, чтобы сформировать у ребенка правильное поведение:

  1. Не заставляйте детей здороваться в лифте
  2. Не заставляйте ребенка делиться своими игрушками, если он не хочет
  3. Не заставляйте через «не хочу» целовать маму, папу, бабушку и прочих родственников.

Свободный в своих эмоциях малыш (кричит и не слушается), гораздо меньше подвержен опасности, чем ребенок, который очень удобно и воспитанно себя ведет.