Одни за жесткие меры – забрать в один день и всё. Однако, следует учесть, что если ребенок использовал соску с рождения и до хотя бы 1-1,5 лет, то резкое лишение его пустышки – это психологическая травма. Более действенный и не травмирующий путь – это лишить ребенка соски щадящими способами. Почему?
У новорожденного очень сильный врожденный сосательный рефлекс. И соска иногда даже необходима (успокоить, удовлетворить рефлекс сосания у малышей, которые, например, на искусственном вскармливании). В возрасте 1,5-2 лет этот рефлекс затухает, а вот эмоциональная привязанность к соске становится более прочной (поэтому предпочтительно отказываться от соски именно в этом возрасте).
И если ребёнок не готов к этому психологически (а к лишению соски в один момент ни один ребёнок точно не готов), то он будет пытаться бороться со стрессом с помощью сосательного рефлекс. Только соски нет. Значит в ход пойдут пальцы, уголки одеяла, кулак и т.д.
Что не желательно делать:
отучать ребенка от соски, когда он болеет, когда находится в процессе адаптации, например, пошел в ясли), когда ребенок не в лучшем эмоциональном состоянии (в жизни произошел какой-то стресс – переезд). В такие периоды малышу небезопасно, а пустышка помогает справляться со стрессом.
не заставлять малыша дарить соску (это пока его ЕДИНСТВЕННАЯ собственность).
не мазать соску веществами (это небезопасно для здоровья).
не ругать малыша (это родитель дал соску, значит, это ответственность родителя – мягко от нее отучить своего ребенка).
не повреждать соску (отрезать кончик) – это может привести к травме ребенка.
не мотивировать ребенка отказаться от соски через подарки, еду (это формирует нездоровую мотивацию у ребенка).
не отучать от соски в период прорезывания зубов. Процесс роста зубов отличается болезненностью, а соска снижет выраженность болевого синдрома.
Есть более мягкие, адаптационные способы отучения ребенка от этого девайса.
Можно попробовать постепенно убирать соску днем из виду. А потом, когда ребенок про нее вспомнил, немного давать времени на ее поиск. Затем можно не брать соску на улицу.
Через игру: у большой медведицы много маленьких медвежат и нет ни одной пустышки. Давай, ты подаришь одну из твоих сосок малышам, положив в почтовый ящик? А утром мы посмотрим, приходила ли медведица за соской. Потом обязательно хвалить малыша за такой добрый поступок, рассказывать всем при ребёнке, какой он щедрый, заботливый, сострадательный. В этом случае ребенок сам готов отдать соску (а не мы насильно ее забираем).
При засыпании (пока малыш еще готовится ко сну) предложить положить соску рядом, пока читаете книгу. Если малыш против, то предложить вместо соки на время чтения подержать любимую игрушку.
Предложить соску иной формы – обычно малыши отказываются, так как привыкают и любят другую форму пустышки.
Убирать соску изо рта, когда малыш уснул.
В среднем процесс отучения должен занимать 4-5 месяцев. Тогда это не травматично для ребенка и родителей. Главное, дать себе и ребенку время на этот процесс. Т ничего страшного, если процесс растянется на год или полтора.
Вы можете использовать все или несколько перечисленных способов отучения от пустышки, а можете выбрать один, подходящий вам.