Психология и детско-родительские отношения

Деревня привязанностей

Отношения в семье Лисецкая Олеся
СВОЙ, ЗНАКОМЫЙ И ЧУЖОЙ.

Как это объяснить ребенку? Создать для него деревню привязанностей. Это сеть привязанностей, формирующих контекст воспитания ребенка (Г. Ньюфелд).

Для гармоничного развития детям нужна взаимосвязь со взрослым человеком, который будет постоянно заботиться о них. Деревня привязанностей – это не про родство, а про позитивное взрослое окружение ребенка.

В семье, где двое детей, к примеру, у каждого малыша будет СВОЯ деревня привязанностей. Простыми словами – это те взрослые, которые окружают постоянно ребенка. Из этих взрослых формируется со временем деревня привязанностей, на которую ребенок опирается.

У новорождённого до 6 месяцев деревня привязанностей полностью основана на чувствах. Поэтому чаще всего в эту деревню входит мама (она больше всех проводит с малышом времени, кормит его) и папа. Также это может быть медсестра (у отказников, например), бабушка (которая постоянно помогает с малышом).

У ребенка в 2-3 года в деревню привязанностей уже будут входить СВОИ (значимые) взрослые, то есть те, кого в деревню привязанностей ВВЕДУТ родители.

  1. СВОИ (значимые) взрослые – это те люди, кто ПОСТОЯННО заботятся о ребенке (чаще всего это мама, папа, бабушка, няня).
  2. Те взрослые, кого в деревню привязанностей ввели родители, – это такие взрослые, которые ПОСТОЯННО/ЧАСТО находятся в окружении ребенка, позитивно к нему относятся, помогают ему, могут остаться с ребенком, а ребенок позволяет это (это могут быть няня, близкая подруга мамы, воспитатель, крестный, тренер). Такие люди для ребенка ЗНАКОМЫЕ.
  3. Все остальные для ребенка – это ЧУЖИЕ. Даже если вы хаете этих людей, для ребенка они – чужие.

И ребёнку так и нужно объяснять – кто свой, кто знакомый, а кто чужой. Если вы знаете продавщицу из магазина, то для ребенка она все равно должна быть чужая. Речь идет не о физическом знакомстве, а о психологическом.

Если ваш ребенок с чужими людьми:

  • не здоровается (с соседями, в лифтах или еще где-то),
  • не улыбается человеку в ответ,
  • не отвечает на вопросы знакомого папы с работы,
  • стесняется всех малознакомых и незнакомых людей,
  • не просит ни у кого помощи, не принимает помощь ни от кого,
  • не убегает от родителей (или делает это редко),
  • не берет ни у кого вкусняшки,
  • кричит, если кто-то с ним начинает говорить,

значит деревня привязанностей у вашего ребенка работает ПРАВИЛЬНО!

Для чего нужна деревня привязанностей? Она формирует у ребенка чувство безопасности. А чувство безопасности – это базовая потребность ребенка.

Также деревня привязанностей помогает маме «выдохнуть», оставить с кем-то ребенком, расширяет круг людей, которые любят и заботятся о ребенке, помогает ребенку понимать, кто ЧУЖОЙ.

Вы можете спросить – а как же правила приличия (не здороваться с соседями или знакомыми родителей). Подобные социальные нормы приличия формируются у детей позже – к 6-7 годам. Гораздо важнее до этого возраста научить ребёнка правилам безопасности, то есть удовлетворить их потребность в безопасности.

Вы часто можете замечать, что когда вы встречаете незнакомого или малознакомого человека, то ваш ребенок сразу становится позади вашей ноги и как бы выглядывает из-за нее. Что делает родитель – чаще всего начинает выталкивать ребенка оттуда и говорить «выходи, ну поздоровайся с тетей, ты же ее знаешь». А ребенок в своей системе мира НЕ ЗНАЕТ эту тетю, так как этого человека в его деревне привязанностей нет, она для него чужая. Поэтому он прячется за маму – ему страшно.

Важно ребенка в этот момент поддержать, помочь прожить этот страх. А родитель, напротив, заставляет ребенка переступить через свои эмоции, чувства ради приличия перед незнакомой тетей. Это приведет к тому, что в следующий раз ребенок с незнакомыми так осторожен уже не будет (потому что мама сказала, что надо здороваться).

Как создать деревню привязанностей? Прежде всего не нужно заставлять ребенка делать что-то против его воли – здороваться, давать руку, принимать помощь, целовать бабушку, улыбаться кому-то и т.д.

Если вы хотите ввести взрослого в деревню привязанностей вашего ребенка, то сначала нужно представить ребенка и взрослого друг другу, рассказать что-то хорошее о каждом. Ребенок должен видеть, как СВОЙ значимый взрослый дружелюбно общается с новым взрослым. Нужно этого взрослого ребенку «продать». Если, например, взрослый живет далеко, то можно записать друг другу видео и созваниваться по видео.

Формирование деревни привязанностей – это залог безопасности вашего ребенка.