Психология и детско-родительские отношения

Психологическая безопасность дома

Детско-родительские отношения Лисецкая Олеся
Психологическая безопасность дома – это такое психологическое состояние ребенка, когда он свободен в своих проявлениях: словах, действиях, поступках, высказываниях, желаниях и мыслях. Это про благополучный, позитивный эмоциональный фон в семье.

И здесь речь не только о неблагополучных семьях. Это касается всех семей, потому что у всех нас случаются кризисы (кто-то заболел в семье – все переживают; муж и жена ссорятся – настроение у них плохое; не хватает денег, соответственно, родители нервничают; у ребенка наступил кризис трех лет, а родители были не готовы, и теперь не могут выдержать такие эмоциональные «качели» своего малыша).

Если в вашей семье неблагополучный климат (и в нем, соответственно, отсутствует психологическая безопасность) – там у ребенка:

  • беспокойный сон,
  • долгое засыпание,
  • плохой аппетит,
  • повышенная утомляемость,
  • упрямство, капризы, истерики, крики,
  • нежелание играть с другими детьми,
  • навязчивые движения (грызть ногти, сосать пальцы, дергать губами, дергаться телом),
  • тревожность,
  • плаксивость,
  • агрессия, задиристость.

Чтобы избежать потенциально таких состояний у ребенка (или изменить их, если такие состояния уже присутствуют у малыша), необходимо настроить эмоциональный климат в семье, дома на позитивный лад. Привести настроение в доме к состоянию эмоциональной безопасности.

Когда в семье есть эмоциональная безопасность, то в ней практически нет страха, меньше злости, очень много поддержки, понимания, любви. Очень много силы.

Когда дома психологическое состояние ребенка на высоком уровне, то ВНЕ дома, вы не получите истерик, капризов в магазине, отбирание чужих игрушек, перевозбужденное состояние, постоянное поедание сладкого.

Как этого достичь? Как создать для ребенка дома безопасную среду? Своими действиями и словами.

Ребёнок ударил вас – не стыдим его и не орем. А спрашиваем, почему так произошло. Ищем неудовлетворенную потребность ребенка (внимание, забота, голодный, замерз).

Ребенок кричит, проявляет агрессию – не кричим на него ("закрой рот", "успокойся", "ты что издеваешься", "ты меня достал"), а присоединяемся к его эмоциям, помогаем ребенку найти причину такого поведения.

Безопасная среда для ребенка – это родительское РАЗРЕШЕНИЕ быть неудобным ребенком. Не наказывайте ребенка за негативные эмоции, проявите эмпатию, примите и признайте эмоции ребенка. И, конечно, важно работать с собственными реакциями. Кричать, плакать, убегать от разговора, не разрешать себя трогать - ребенку должно быть дома это всё МОЖНО.

Если родители хотят, чтобы ребенок был позитивен и уравновешен, то важно создать и поддерживать психологическую безопасность у ребенка дома. Там, где он живет, где его семья, где находятся его значимые взрослые. Именно дома ребёнку должно быть безопасно, спокойно и хорошо.