Психология и детско-родительские отношения

Как наказывать ребенка

Воспитательные техники Лисецкая Олеся
Наверное, каждый родитель хоть раз наказывал своего ребенка. И каждый после этого испытывает смешанные чувства – вина, стыд, жалость. И каждый спрашивает себя, как наказывать, чтобы не травмировать ребенка, но при этом научить его так делать или так не делать.

Но есть две простые вещи, на которые следует опираться. Первое – наказывать ребенка бесполезно. Второе – работать необходимо с собственной реакцией на нежелательное, неадекватное поведение ребёнка, а не с самим ребенком.

Почему наказания и авторитарный стиль воспитания не работают? Из-за особенностей психики до 4-5 лет ребёнок вообще не воспринимает наказания как следствие своего поступка. Дело в том, что у детей в таком возрасте не работает в мозге схема причинной-следственной связи. Ребёнок просто не понимает, что мама наказала его за то, что он разбил вазу. В мироощущении ребенка мама просто подошла и поставила в угол, вывела из комнаты, ударила.

Кроме того, следует знать, что, когда мы называем ребёнка, он находится в позиции жертвы: мы, родители, взрослые, сильные, а он слабый.

Мы можем ребенка бить, он не может ответить, он бессилен перед нами и нашими решениями, он не может противостоять нашим решениям, он несамостоятелен!

Поэтому любое наказание – это для ребёнка реакция родителя! Ребёнку всегда нужно внимание родителя, поэтому, наказывая его, мы даём ему внимание! Пусть и негативное! Ребёнок будет через плохое поведение получать от родителя внимание, выраженное в форме наказания.

Наказаниями мы подрываем привязанность у ребенка к своему родителю.

Что делать? Как донести до малыша, что ТАК вести себя не хорошо, не нужно, запрещено. Работать со своими реакциями. Не кричать и наказывать ребенка, а менять свою реакцию на его действия путем выстраивания границ между вами и ребенком.

Дети хотят, чтобы мы были главными управляющими их жизнью, мы – капитаны их корабля. Не нужно втягивать ребенка в споры, потому что там ребёнок становится ответственным за часть решений – а он просто не готов к такой ответственности, не вести с ребенком переговоры, не уговаривать, ведь так вы ставите его на один уровень с собой, а ребенок меньше вас. Не угрожаем ребёнку, не манипулируем (если ты не сделаешь это, то я лишу тебя этого).

Что делать:

1. Установите правила и границы.

Назовите четко, что вы будете делать и что не будете. Я согласна сделать это, а это не согласна. Вот так разрешаю, а вот так не разрешаю. Вот столько могу дать, а вот столько – нет.

Формулируем правильно запрет: говори, пожалуйста, шепотом (а не ори). Обойди лужу (а не наступай на лужу). На самокате быстро ехать можно в парке, а здесь нельзя.

И каждое правило нужно повторять ребёнку до 10 раз, только тогда он начнет обращать внимание на то или иное правило поведения, а запомнит примерно к 25 разу.

2. Попробуйте занизить планку для своего ребенка.

Многие родители требует от малыша то, к чему он еще не готов. Например, малыш в 1,5 года не может чаще всего надеть колготки. И ругать его за это бесполезно.

3. Попробуйте наказание формулировать через награду!

«Если вы не соберёте игрушки, то никакого вам чтения на ночь» поменяйте на «Если вы соберёте игрушки, то мы успеем почитать 2 сказки вместо одной». Еду в качестве награды предлагать нельзя – это неверное формирование у ребенка представления о еде и способах достижения своих целей в жизни.

4. Будьте последовательны.

Если мы всегда кладём в кроватку ребенка, то мы всегда кладём в кроватку! А не так, что сегодня в кроватку, завтра в другую комнату, послезавтра к себе в кровать. Так у ребенка нет чувства безопасности. Последовательность действий родителей нужна ребёнку для ощущения безопасности.

Если мы пристёгиваемся, то всегда пристёгиваемся. Запреты должны быть направлены в большей части на безопасность. Бывают ситуации, когда ребенку ничего нельзя, никуда нельзя, везде опасно!

5. Этих правил придерживаются все члены семьи.

Мама даёт 15 минут мультиков, и папа тоже 15 минут (а не 30). Потому что в ситуации неясных границ ребёнок будет проверять вас! Жестко!

6. Говорим спокойно, без эмоциональной окраски. Понятными словами по возрасту. Интонация уверенная, настойчивая (не улыбка, смех или крик).

Представьте, что на вас кричат и требуют чего-то – у вас это вызовет протест, обиду, несогласие. Также и у ребенка.

7. Дать альтернативу: вот так мы не говорим, это слово плохое, ЗАТО его можно заменить НА вот это слово!

Мы, родители, принимаем решение, как будет, даже если ребёнку такое решение не нравится. Мы должны остаться в роли того самого капитана. Мы должны спокойно устанавливать ограничения, границы для ребёнка. Ребёнок пришёл к нам в дом, в этот мир. Он не знает, какие границы и правила в доме, в мире. Ребёнок всегда проверяет границы родителя. Дети хотят заботы, они хотят ЗАВИСЕТЬ от нас.