Психология и детско-родительские отношения

Основы привязанности

Детско-родительские отношения
Привязанность — это очень просто: кроха приходит в этот мир и первое время за ним(ней) ухаживает значимый взрослый (ЗВ). Как правило, это мама. Способ восприятия мира для малыша примитивен: мне холодно — значит мир холодный, страшно - мир страшный. И мама (ЗВ) буквально в слиянии с миром заботится о состоянии ребёнка. То, как мир отвечает на сигналы ребёнка (как ЗВ, мама реагирует на плач и другие состояния), как быстро и предсказуемо это происходит - и есть процесс формирования привязанности.

Если мир предсказуем, понятен насколько это возможно и базовые потребности удовлетворены (сон, еда, безопасность) - привязанность будет надёжная.

Есть несколько типов привязанности: надёжный, тревожный, избегающий и дезориентированный.

🟢 Для формирования надёжного типа маме необходимо быть в доступе настолько, насколько это возможно, своевременно реагировать на запросы крохи, по возможности проводить больше телесного контакта в период донашивания (первые 3-4 месяца жизни), до года использовать в качестве ритуалов приветствия и прощания тактильное взаимодействие.

Так же действительно ВАЖНО уметь прощаться с крохой: при надёжной привязанности малыш спокойно отпускает маму, хотя может и расстраиваться, но быстро переключается и радостно встречает её.

Чтобы научится прощаться — это буквально стоит практиковать. Когда будете готовы (и если будет возможность) - оставляйте кроху с кем-либо и уходите отдохнуть, переключиться. Это нормальная практика. Отдохнувшая мама=качественная реакция на запросы малыша.

Чтобы нарушить надёжную привязанность, нужно ещё постараться.

🟠 Тревожный тип формируется при непоследовательном поведении родителей: отмена и непостоянство запретов, расставание с малышом по принципу "убежать незаметно", непредсказуемый режим дня и так далее.

🔴 Избегающий тип формируется при эмоциональном отказе от малыша, когда взрослый холоден, не реагирует на сигналы ребёнка или же при огромном количестве запретов. Сюда можно отнести игнорирование плача, например, или кормление грудью по часам при индивидуальной особенности малыша кушать по требованию.

⚫️ Дезориентированный тип формируется часто у малышей, которые подверглись насилию. Это тот случай, когда ребёнок любит взрослого, но взрослый позволяет себе проявлять силу в его адрес в качестве воспитательных мер, например.

Проще говоря языком ребёнка: "Единственное надёжное существо, которому я доверяю, может меня шлепнуть — значит это нормально. Меня могут шлепать, и я могу это делать с другими".

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что привязанность - не такой уж и сложный механизм и достаточно следовать материнским инстинктам, чтобы сформировать надёжную привязанность.

Но есть маленький секрет: если вам сложно понять, как правильно поступить в той или иной ситуации, задайте себе вопрос: " Нормально ли, если с мои ребёнком так поступит чужой человек?" - или иначе, адаптируя вопрос под ситуацию. Если Вас ответ удовлетворил - вы на верном пути 🥰.