Грудное вскармливание и прикорм

Зачем нужен прикорм?

Прикорм Смарышева Анастасия
Когда родители начинают давать ребенку «взрослую» еду — прикорм, чаще всего они преследуют цель накормить ребенка, то есть компенсировать недостаток питания/микроэлементов. На самом же деле прикорм для ребенка — это гораздо больше, чем просто питание.
Да, ребенок получает необходимые вещества. Но еще он изучает окружающий мир через питание, учится прислушиваться к потребностям собственного организма, формирует пищевые привычки на всю жизнь, начинает процесс сепарации от родителей… Функций у прикорма много, и сегодня расскажу о них подробнее.

Прикорм с точки зрения физиологии

С точки зрения физиологии, прикорм должен компенсировать нехватку различных веществ и энергии, которая появляется по мере роста ребенка, когда ему становится недостаточно жидкого питания. Большинство исследователей сходятся в том, что для избегания дефицита веществ прикорм следует начинать по достижении ребенком шести месяцев и не позднее 8 месяцев. В некоторых случаях, когда есть конкретные показания, возможно введение прикорма раньше, но не ранее полных 4 месяцев.
Для того, чтобы питание ребенка было сбалансировано, важно, чтобы он получал продукты из разных пищевых групп (овощи, фрукты, крупы, мясо, молочные продукты) и чтобы питание было разнообразным и насыщенным уже с самого начала.
Для детей до года рекомендуется использовать продукты с высокой энергетической плотностью, то есть те, в которых больше энергии, чем в жидком питании. Желательно, более 1 ккал на 1 мл. Кстати, это как раз одна из причин, почему соки и супчики не рекомендуются в качестве еды для малышей.
Прикорм с точки зрения психологии
С точки зрения психологии прикорм – это формирование пищевого поведения на всю жизнь. От прикорма сильно зависит то, насколько полноценно и правильно будет питаться уже взрослый человек в будущем. Для формирования правильных пищевых привычек психологи рекомендуют следующее.
  • Разделить ответственность мамы и ребенка. Мама отвечает за то, чтобы сформировать режим питания, предложить ребенку еду, предложить небольшой выбор. А также за то, чтобы еда была безопасной и соответствовала возрасту. Ребенок отвечает за то, хочет ли он сейчас есть, сколько он хочет съесть, и что из предложенного он выберет. На практике это означает, что мама готовит и предлагает ребенку прием пищи из 1-4 продуктов (в зависимости от возраста и рациона семьи), а ребенок может отказаться вообще, съесть совсем чуть-чуть или выбрать только один продукт.
  • Исключить любое пищевое насилие. В том числе мультики, отвлечение игрушками, музыкой, стишками и разговорами. Не должно быть уговоров “съешь еще ложечку за маму”, “самолетик летел – в ротик залетел”, “если не съешь первое, не получишь десерт”, и т.д. Важнейшая задача прикорма – научить ребенка различать чувство голода и насыщения. Сделать это возможно только при полном отсутствии давления со стороны взрослых.
  • Разделять игру и еду. Нормально, что малыш играет с едой изучая ее: трогает руками, размазывает по столу, лицу и голове. Но прием пищи должен закончиться тогда, когда ребенок перестает есть ту еду, которую изучает. То есть, если вы видите, что малыш играет и облизывает пальцы – все идет как надо. А если просто размазывает по себе кашу, но не ест, то прием пищи стоит закончить.
  • Всегда есть вместе с ребенком за одним столом. Через наблюдение за родителями и подражание ребенок усваивает то, как нужно есть, то, что еда – это интересно и вкусно. Совместные трапезы стимулируют пищевой интерес, который критически важен для питания ребенка. Кроме того, совместное питание – это еще и общение, усвоение социокультурных норм.
  • Начать с себя. В прикорме, как и в любой другой сфере обучения, ребенок учится через подражание. Рацион ребенка никогда не будет состоять только из полезных продуктов, если родители постоянно едят фаст-фуд или сладкое в неумеренных количествах. Одна из основных задач прикорма – к году-полутора перевести ребенка на общий стол. То есть сделать так, чтобы ребенок питался совместно с родителями тем же, чем и они. Соответственно, питание родителей к этому моменту должно соответствовать критериям полезности, безопасности и полноценности.
Социальные функции прикорма
Начав питаться вместе с родителями переходной пищей (прикормом) и взрослой пищей, ребенок усваивает все культурные нормы и ценности, принятые в конкретной семье и обществе. Поэтому стоит заранее подумать над привычками вашей семьи и правилами. Ведь ребенок будет повторять ваше поведение. Вот некоторые вопросы, которые стоит задать себе.
  • У вас в семье принято есть только на кухне за столом или где-то еще?
  • Можно ли в вашей семье есть, например, стоя? (учтите, что есть на ходу небезопасно).
  • Вы ставите на стол общее блюдо, и каждый выбирает, что себе положить, или каждый человек изначально получает свою порцию?
  • Принято у вас быстро все съесть и выйти, общаться за столом или проводить очень много времени за трапезой?
Разумеется, этот список можно продолжать бесконечно. Чем более единая позиция будет в вашей семье по тому или иному вопросу, тем быстрее ребенок усвоит правила.