Дети играют за столом очень часто. Просто потому что для ребенка игра – это основной вид деятельности. Ребенок привносит игру во все, что делает. И чтобы понять, нормально ли такое поведение за столом, нужно определить: ребенок играет вместо еды или одновременно ест и играет?
Когда игра с едой – норма?
Ребенок изучает новый продукт или новую форму подачи (консистенцию, новые кусочки, новое блюдо, новую посуду) и экспериментирует, но и пробует на вкус во время игры. Это может быть и рисование на столе, и стучание ложкой по столу или по каше (так, чтобы брызги красиво летели), и раскладывание еды по кучкам, и т д. Малыш размазывает кашу по столу, а потом часть съедает, или ест пальцами пюре и попутно размазывает его себе по голове, или наклоняет тарелку, чтобы понять, почему пища из нее выливается, но все равно съедает, или просто ест очень “грязно”. В такой ситуации лучше всего ребенка не трогать, а позволить ему есть так, как получается, и параллельно изучать пищу. Воспользуйтесь моментом и займитесь едой в своей тарелке. Уборка должна происходить после еды, а во время пищи можно просто аккуратно вытирать те пятна, которыми ребенок уже не интересуется.Желательно дать максимальную свободу ребенку и переждать этот возраст. Постепенно изучение переходит из стадии «испачкать все вокруг» в стадию «выгрызть рыбку из кусочка сыра».
Помощь маме в приготовлении пищи, даже если помощи там 1%. Это развитие полезных навыков и поощрение пищевого интереса. Ребенку уже около года можно поручить, например, отрывать «глазки» у картошки перед чисткой, смешать салат или насыпать крупу в кастрюлю.
Украшение праздничных блюд – не просто игра, но и сближающая семейная традиция.
Придумывание истории про еду на тарелке - это развитие воображения, а не просто игра (если вместе с потреблением пищи). Но это не должно стать способом замотивировать ребенка съесть побольше.
Когда ограничивать игры?
Если малыш разбрасывает повсюду содержимое тарелки, но даже не пытается потянуть ложку или кусочек еды в рот.
Если игра выходит за рамки безопасности и того, что вы готовы позволить (например, ребенок специально бросает еду на пол или переворачивает тарелку с кашей на голову маме).
Если игра не прекращается даже с хорошо знакомыми продуктами.
Если при остановке игры ребенок выходит из-за стола или начинает скучать.
Если ребенок требует больше тарелок, больше ложек, больше еды (чтобы играть стало интереснее).
Игра никогда не должна быть способом накормить ребенка (отвлечь внимание, чтобы съел больше).