Грудное вскармливание и прикорм

Причины отказа от прикорма

2024-02-15 07:21 Прикорм Смарышева Анастасия

В чем выражается отказ?

Отказ от прикорма может выглядеть по-разному.
  • Малыш начинает есть меньше обычного.
  • Не ест определенную группу продуктов.
  • Отказывается от определенной консистенции еды, например, от кусочков или от пюре.
  • Ест только с помощью дополнительной мотивации (например, под мультики или уговоры).
  • В особо сложных случаях дети реагируют слезами и криками просто на попытку посадить их за стол.
Во всех этих ситуациях нужно определить причину отказа и устранить ее. Обычно работа над отказом от прикорма занимает от недели до 2 месяцев (в сложных случаях). Если у ребенка уже нет жидкого питания (грудного молока или смеси), а есть прикорм он категорически отказывается, то следует действовать очень аккуратно, чтобы не создать значимого дефицита питания.
Причины отказа от прикорма
  1. Родители не едят вместе и одновременно с ребенком, то есть ребенка кормят отдельно, а родители едят отдельно, в другое время, когда ребенок не видит или не участвует в совместных трапезах. Либо же ребенок сидит на отдельном стульчике далеко от стола, примерно как на картинке ниже.
2. Большие порции прикорма. Быстрое наращивание порций прикорма, отсутствие ориентации на ребенка в размере порции (когда ребенок сам решает, сколько съесть), насильственное увеличение порции (через уговоры, игру, мультики), принудительные «замены кормлений» – все это может привести к нежеланию есть или даже вообще сидеть за столом.
3. Однообразие прикорма. Чаще всего эта проблема возникает при введении прикорма «по схеме» и наращивании порций «до необходимых». Зачастую ребенка кормят одним и тем же продуктом целую неделю, а то и две. В итоге получается, что ребенок не знакомится с новыми продуктами (что, в общем-то, является одной из основных задач прикорма) и теряет интерес к еде вообще.
4. Насильственное кормление. Это присутствие ситуаций, когда ребенка любым способом заставляют или уговаривают поесть: мотивация, поощрения, угрозы, крик, игры в «самолетик» или «ложечка за папу, ложечка за маму», мультики или развлечения за столом. Все это с высокой вероятностью провоцирует отказ.
4. К интересам ребёнка не прислушиваются. Например, ребенок хочет попробовать еду из маминой тарелки, но ему всегда отказывают и разрешают есть только свою «детскую» еду. Или ребенок хочет есть на руках у мамы, а ему разрешают есть исключительно в стульчике. Или хочет есть руками, а родители разрешают есть только с ложки из маминых рук.
5. Только детская посуда и еда. Если ребенок на протяжении нескольких месяцев ест только свою еду из своей посуды и никогда не ел из тарелки родителей, не пробовал другую еду кроме, например, баночек. Или даже вовсе не представляет, как выглядит трапеза взрослых, то вероятность отказа очень высока, так как ребенок теряет интерес к еде.
6. Проблемы с мышцами челюстно-лицевого аппарата, с координацией жевания и глотания. Такие сложности зачастую наблюдаются у детей, рожденных раньше срока или с малым весом при рождении. Как правило, первые признаки появляются еще в первый месяц – когда ребенок учится сосать грудь, у него присутствуют признаки дискоординации сосания или глотания или ребенок не может высасывать молоко из груди достаточно эффективно. У большинства детей ко времени введения прикорма эти проблемы нивелируются. Редко, но бывают случаи, что они сохраняются. При сильных проблемах имеет смысл очно показать малыша опытному специалисту по прикорму или врачу. Помочь может артикуляционная гимнастика и массаж лица, аккуратное и плавное введение прикорма.
7. Прорезывание зубов. В острый период прорезывания зубов многие дети отказываются от всего или почти всего прикорма. Это нормально, нужно просто переждать. Предлагать ребенку еду, но не настаивать.
8. Болезнь. Зачастую снижение аппетита во время болезни – это норма. Можно увеличить долю жидкого питания в рационе ребенка (особенно, если это грудное вскармливание), предлагать больше воды. Отдельно нужно сказать про COVID-19. Увы, при нем часто встречается потеря обоняния, что значительно влияет на аппетит, особенно у детей (для них запах – крайне важная характеристика пищи). В случае потери обоняния следует максимально подавать ребенку пример в питании и разнообразить его рацион новыми цветами, консистенциями, формой подачи блюд.
9. Дефицит железа. Железодефицитная анемия может влиять на аппетит ребенка. Обычно она сопровождается дополнительными симптомами: плохой сон, вялость, частые простудные заболевания. Проверяется уровень железа сдачей анализов (по назначению врача). При диагностированном дефиците ситуация исправляется в первую очередь препаратами железа (компенсировать такую анемию с помощью только питания практически невозможно, а затягивать с лечением крайне опасно).
10. Сильный стресс. Он может быть связан с кормлением (если ребенок был чем-то напуган или на него накричали во время приема пищи). А может быть не связан с едой. Например, при переезде, гостях или рождении младшего ребенка.
11. Скачок роста. В периоды скачков роста отношение к еде у детей очень разнится. Некоторые отказываются от прикорма полностью или частично, а некоторые, наоборот, начинают есть больше.
12. Смена эр питания. Как правило, такой отказ проявляется в предпочтении определенной группы продуктов. Ребенок может периодами предпочитать разные продукты. Например, во время активного роста есть больше белка, а во время периода повышенной активности – больше углеводов. В этом нет ничего страшного, стоит прислушиваться к предпочтениям ребенка.
13. Неподходящий режим дня. Если режим сна и бодрствования не подходит ребенку, то ребенок может хотеть есть, например, вечером и ночью. Кроме того, если присутствует постоянная нехватка сна, аппетит может быть значительно хуже из-за постоянного стресса.
14. Естественная потеря пищевого интереса. Она происходит около 9-13 месяцев и связана с тем, что ребенок уже знает много о прикорме: он познакомился с разными продуктами, вкусами, консистенциями и запахами. Но при этом еще пока не воспринимает еду как полноценное питание. В этой ситуации нужно продолжать стимулировать пищевой интерес и просто переждать этот период. Иногда нужно изменить тип питания. Например, предлагать больше кусочков, давать возможность есть самому и т.д.